Стойкие приверженцы монетизации шахмат до Карлсена, такие как Бобби Фишер и Гарри Каспаров, неоднократно конфликтовали с боссами Всемирной шахматной федерации для коммерческого развития этого вида спорта и для наполнения своих карманов, но ни один шахматный игрок до сих пор не смог создать себе такой денежный профиль, как норвежец, что даже в молодые годы совместно с актрисой Лив Тайлер работал моделью для линии одежды и был неоднократно включен журналом Time в число 100 самых влиятельных людей мира — и это еще до того, как он стал чемпионом мира.
Магнус Карлсен неоднократно выступал критиком непрозрачности финансовых вопросах ФИДЕ, плохой координированности расписаний турниров организации, обвинял в недостаточных усилиях. А что сам то делает, как говорится, «не можешь ликвидировать бардак, возглавь его»?
Пропустим тему спонсорских контрактов, что в настоящий момент обширные, по оценкам, только на контрактах с Microsoft и брендом одежды G-Star Raw зарабатывает около 2 млн. долларов в год, с букмекерской компанией Unibet 400 тыс. долларов, также и тему возможности трудоустройства шахматиста в Государственную Думу королевства Норвегии, нас в данной статье интересует больше организационный след, что оставит за собой Магнус.
Посмотрим, с чем связывает свое будущее Карлсен, да еще и с громким лозунгом «Defining the future of Chess» / «Определяя будущее шахмат».
История компании
История компании началась в 2013 году, когда на волне популярности Карлсен основал фирму в Норвегии — Play Magnus AS — на свои деньги и деньги инвесторов для разработки программных приложений. Ему принадлежало в тот момент 60% акций компании, акционерами которой являлись инвесторы из США и Норвегии, а также его менеджер Эспен Агдестайн, с долей 15%.
Из якорных инвесторов появляется Андерс Брандт (предприниматель, с долями участия в 20+ публичных норвежских компаниях), что становится председателем совета директоров и его протеже Кейт Мёрфи (управленец и соучредитель канадской iDance Convention, что-то типа нашего танцы со звездами). Из ключевых персон необходимо отметить и финансового директора Дмитрия Шнайдера, ранее бывшим исполнительным директором в JP Morgan, затем управляющим директором в Chessable до того, как его приобрела Play Magnus AS.
Оценка привлеченных средств на тот момент – 17,3 млн. долларов. Основным продуктом компании первоначально было приложение Play Magnus для iOS и Android. Разрабатывалось группой програмистов включая Tord Romstad, одного из авторов Stockfish c движком Glaurung, что был основан на коде, предшедствующем Stockfish для избежания проблем с авторскими правами.
Приложение было выпущено в январе 2014 года для iOS и в ноябре 2014 года для Android.
Расширение деятельности
Несмотря на популярность приложения «одного из многих» было мало для масштаба личности, линейка продуктов расширяется до трех: шахматный симулятор Play Magnus, тренировочный симулятор Magnus Trainer и приложение для детей Chess for Kids и в конце 2017 года компания решает выпустить ценные бумаги на публичный рынок ради дополнительных средств на перспективные проекты и нанимает профессиональных управленцев, в частности Андреаса Томе из Opera Software (норвежский браузер).
В марте 2019 года объявляют о слиянии с крупным конкурентом Chess24, владелец Ян Густавссон являлся членом команды Магнуса при подготовке к матчам за звание чемпионов.
Наряду с другим совладельцем Chess24 — Энрике Гусманом в результате слияния получают долю в 38% акций. Слияние позволило получить новую игровую и видео платформу, с трансляциями событий, получать доход как поставщик технологий и услуг другим медиакомпаниям, включая известных — NRK и Dagbladet.
В сентябре 2019 года приобретают Chessable, в тот момент быстрорастущая шахматная платформа для начинающих шахматистов: шахматные дебюты, интервальное обучение и другие научно обоснованные подходы — своего рода дуолинго для шахмат. Сайт также включает в себя большую библиотеку шахматных книг в цифровом формате.
В мае 2020 года продают в закрытом размещении акции на 7% или на 21% (конкретика разнится) институционным инвесторам за 13,5 млн. долларов.
В сентябре 2020 года Play Magnus Group проходит листинг на бирже в Осло, и становится публичной компанией. В этот момент компания скромно отчитывается о годовой выручке в 7 млн. долларов, о трех миллионов пользователей и о 35 тысячах подписчиков платных услуг.
В ноябре 2020 года приобретают американскую компанию iChess.net, что в тот момент предоставляла 400 обучающих курсов (2 000 часов) авторства пятидесяти профессиональных шахматистов с выручкой в 800 тыс. долларов в год.
В январе 2021 приобретают голландское издание New In Chess, что является правообладателем более 200 книг о шахматах, и осуществляет издание двух журналов: New In Chess magazine и Yearbook. Выручка издания составляет 2 млн. евро в год.
В марте 2021 года осуществили последнюю покупку на данный момент – английское издание Gloucester Publishers с журналом Everyman Chess и выручкой 635 тыс. евро в год. После приобретения журнала, шахматист Аниш Гири схохмил, что теперь Магнусу принадлежит не только «Everything in Chess», но и «Every man in Chess» (не только все в шахматах, но и каждый человек в шахматах).
Продвигаемый продукт
В шахматной империи Play Magnus в данный момент представлены самые различные продукты, так или иначе связанные с шахматами. Это непосредственно игровая зона, турниры (доход самого Магнуса Карлсена в призовых за 2020 год составил 800 тыс. долларов) комментирование партий, обучающие уроки, выпуск литературы, различных пособий, приложений, магнитных носителей и т.д.
Помимо непосредственного проведения шахматных мероприятий, предоставления услуг по подписке и приобретения компаний с шахматной тематикой компания активно развивает сотрудничество в разных сферах, от телеконтрактов платформы до соревнований в рамках турниров киберспортивного гиганта Mobile Premier League (MPL, в чем способствует и увлечение Магнуса киберфутболом),.
ТВ-контракты распространяются не только на родную Норвегию, но и, например, продвигаемый Сhampions Chess Tour привлек шахматные трансляции всемирной телеплатформы Евроспорт.
В распоряжении компании физическая недвижимость — Oslo Esports Arena
Акционерный капитал
Основными акционерами являются (указаны свыше 2,5% доля)
• 9.01% CLEARSTREAM BANKING S.A. Люксембург, номинальный держатель
• 8.54% MAGNUSCHESS AS Норвегия, компания Магнуса.
• 8.49% CREDIT SUISSE (SWITZERLAND) LTD. Ирландия, номинальный держатель
• 8,28% INVESTINOR DIREKTE AS Норвежская компания.
• 8.08% LT HOLDINGS LTD английская компания
• 6.24% UBS SWITZERLAND AG Швейцария, номинальный держатель.
• 3.74% MYRLID AS Норвежская компания
• 3.46% MP PENSJON PK Норвежская компания
• 2.98% T.D. VEEN AS Норвежская компания
• 2.86% LGT BANK AG Лихтенштейн, номинальный держатель.
Так же в наличии куча мелких инвесторов на оставшиеся 38,3%.
Финансовые результаты
Включены в список топ-1000 в самых быстрорастущих компаний Европы 2022 года от Financial Times с номером №1 в категории Gaming и №27 в общей категории.
Торгуются на бирже с кодом PMGMF в норвежских тугриках, на наши русские доллары капитализация компании составляет на момент написания статьи – 51,92 млн. долларов США, с учетом находящихся на балансе варрантов (что это такое не столь важно) 65,06 млн. долларов США.
Для объяснения за что дали такие списочные награды и в чем ценность будем использовать отчетность за 1 квартал 2022 года и за целый 2021 года.
Сразу надо оговориться, что компания больше акцентирует внимание на показатель booking (что можно перевести как заказы, подписки и т.д.), а не на стандартную revenue (выручку). Разница понятиях в том, что подписавшись сегодня с годовой подпиской пользователь попадает сразу в booking, когда в бухгалтерском понимании выручки (revenue) это будет растянуто на каждый квартал следующего года. Не всегда букинг это в будущем полученный доход, спонсор может отказаться, или пользователь даже отменить подписку (там где это возможно). Так как прямого короткого сопоставления на русском языке нет, в тексте так и напишем слово букинг, да не покарают меня огнём отряды по очищению русского языка от англицизмов.
Компания гордится в свежей отчетности
• что в первом квартале 2022 года получили рекордное число букинга,
• выйдет на безубыточность деятельности к концу 2022 года по EBITDA (глупое слово, что не прибавляет денег в кармане, но иностранцы в первую очередь на него ориентируются), для этого сократит неоперационные расходы, связанные с присоединением поглощаемых организаций
• к концу 2025 года планирует подняться до годового букинга в 100 млн. долларов США с долгосрочным потенциалом роста.
• завершается перевод ресурсов на одну платформу и под одну команду (из Германии в Польщу), что позволит экономичнее жить с эффектом экономии в + 2 млн. долларов.
Ключевые показатели отчетности за квартал:
• 8,1 млн. долларов букинг (годовой рост на 53%)
• 32,4 млн. долларов букинг за год, завершенный первым кварталом.
• 6,1 млн. долларов выручка (годовой рост на 32%)
• 62,7 тыс. пользователей — число платных подписок (рост на 7%)
• 19,1 доллар на каждую особь / средние затраты пользователей (показатель называется APRU – average revenue per user)
• 24,7 млн. долларов наличные денежки и эквиваленты на балансе
На данной диаграмме мрачно, почему-то в темных тонах представлен рост букинга по годам, впечатляемся, насколько резко растет компания, даже не на 146% каждый год, а выше. В последнем столбце влияние первого квартала на дальнейший годовой рост.
Рост показателей букинга по годам.
Компания оценивает рынок шахмат как очень обширный с сильными факторами роста
• в мире 650 млн. игроков в шахматы, что резко осваивают онлайн
• рынок шахмат в длительной стадии массивного роста на цифровых платформах.
• шахматы — это последний массовый спортивный рынок, что не является коммерциализированным.
• в шахматы играют по всему миру, компания предоставляет платформу доступную по всему миру (ну и даже в России и в Китае пока для доступа VPN не требуется).
Компания проводит турниры, под каждый турнир имеет и спонсора. Провела первый мейджор с физическим присутствием — Oslo Esports Cup, победитель Ян-Кшиштоф Дуда.
Занимаются и благотворительностью, собрали 158 тыс. долларов на помощь украинским беженцам
По структуре выручки компания разделяет на четыре группы: игровые подписки, обучающие курсы, партнерство и организация соревнований, другое
Ежеквартальный рост и структура выручки
Смутно видим, что основой роста является выручка от проведения турнирных мероприятий со спонсорством таковых. Общий призовой фонд турниров за 2021 год составил 1,52 млн. долларов. Ожидаемо, что будет акцент на развитие собственных турниров.
Количественная структура выручки
Основными спонсорами соревнований является Animoca, FTX, PUMA, NEAR, суммарно 12 спонсоров, названия которых кроме Пумы, не очень известны. Сумма полученного дохода от партнеров за квартал составила 3,9 млн. долларов, что абсолютный рекорд.
Число платных подписчиков после взрывного коронавирусного роста устаканилось на уровне 60+ тыс. человек., это, в отличии от организаций соревнований, скорее всего не может являться основой будущего роста, но стабильная кормовая база деятельности компании.
Динамика платных пользователей платформы
Затраты пользователей платформ стабильны высоки, в месяц в среднем платят по 19,1 доллар. ARPU — Average Revenue Per User. Этот показатель характеризует средний доход с одного активного пользователя за период (месяц).
Отчетность показывает, что компания имеет небольшие обязательства: 8,7 млн. долларов по текущей деятельности, сравнимые с ликвидными (помимо кеша составляют 6 млн. долларов) активами и 3,1 млн. долгосрочные обязательства и перегружена наличными в 24,6 млн. долларов, достаточными для дальнейших приобретений и перспективных проектов.
Цели и ФИДЕ.
Официально заявленная цель Play Magnus Group — выйти на показатели безубыточности в 2022-м году и повысить доход до 100 млн. долларов к концу 2025го году. При этом всего лишь год назад компания ставила более скромные цели в виде дохода в 60 млн. долларов к этому периоду.
В 2021 году исходя из бухгалтерской выручки компания показала 21,5 млн. долларов доходов, в 1 квартале 6,1 млн. долларов дохода. То есть планируется четырехкратный рост доходов.
Для сравнения возьмем доходы ФИДЕ в последний доковидный, 2019 год (в последующие годы было пожиже). В отчете организации, фигурируют скромные суммы в 6,93 млн. евро, при расходах в 6,64 млн. евро. То есть годовая выручка ФИДЕ уже сейчас сравнима с квартальной компании Play Magnus Group.
Ситуация, при реализации вышеупомянутых целей, идёт к тому, что в будущем ФИДЕ придётся считаться, с существованием подобной шахматной компании с выручкой в 10+ раз выше, возможно, пытаться откусить и кусок пирога, с совместными турнирами или предоставляя "свою эгиду" для ряда турниров.